Используемая в функционали́зме макроперспектива, фокусирующаяся на образовательной системе в целом, как правило, игнорировала самостоятельную ценность университета, определяя его как одну из организаций, реализующих общую задачу образовательной системы – трансляцию знания: «Ясно, что образование как социальное явление в содержательном отношении есть не что иное, как передача знания, его восприятие и усвоение (приобретение, присвоение) в ходе социального взаимодействия педагогов и учащихся».
— Коллектив авторов, Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов, 2013
Конституционное право, как ведущая отрасль национального права, основывается на конституционном функционали́зме и конституционном целеполагании.
— Игорь Александрович Кравец, Конституционная телеология и основы конституционного строя. Научно-практическое издание
С другой стороны, свойственный контекстуализму акцент на различиях имеет свой предел в концептуальном функционали́зме, ориентированном на развитие представлений о том, зачем и каких образом должен в принципе функционировать тот или иной конституционно-правовой институт и какие категории и критерии характеризуют его функционирование.
— А. А. Троицкая, Сравнительный метод в конституционном праве, 2018