Звуковая культура речи – это прежде всего осознание фонологи́ческих средств языка, интонационной выразительности речи.
— Группа авторов, Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников, 2011
Показана связь фонологи́ческих процессов и аналитического чтения с хромосомой 6, тогда как узнавание слов (преимущественно холистическое) связано с хромосомой 15; есть данные и о связи трудностей чтения с хромосомой 18 (Pennington, 1999; Grigorenko et al., 1997; Gayan, Olson, 2001).
— Т. В. Ахутина, Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход, 2008
Специальный анализ трудностей чтения у монозиготных и дизиготных близнецов позволил обнаружить, что показатель наследуемости (h2g) состояния фонологи́ческих операций и высоко коррелирующего с ним аналитического чтения равен 0,56.
— Т. В. Ахутина, Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход, 2008
Внимание учёных привлекают языковые универсалии– обобщения внутрисистемных корреляций в языке (такие, например, как «средняя протяжённость морфем в языке тем больше, чем меньше в нём инвентарь фонологи́ческих единиц»).
— Коллектив авторов, Концепции современного востоковедения
Один из его авторов, например, понимает слово как конвергенцию фонологи́ческих, морфологических и синтаксических свойств [Woodbury 2003: 94].
— Владимир Алпатов, Слово и части речи, 2018