Умная от природы, она начала склоняться к фатали́зму; эта вера в судьбу свойственна крестьянам и тем, кто живет в более близком общении с природой, чем со своими ближними.
— Томас Гарди, Тэсс из рода д'Эрбервиллей
Оперируя тезисами и понятиями, близкими в отдельных случаях к философским идеям Канта, Шопенгауэра, Штирнера, герой «Записок из подполья» утверждает, что философский материализм просветителей, взгляды представителей утопического социализма и позитивистов, равно как и абсолютный идеализм Гегеля, неизбежно ведут к фатали́зму и отрицанию свободы воли, которую он ставит превыше всего.
— Федор Достоевский, Записки из Мертвого дома. Рассказы
Эти особенности его творчества связаны с жизненной философией писателя, которая в конечном счете сводилась к «просветленному фатали́зму, к подчеркнуто наивным и тривиальным, даже детским постулатам, не лишенным, впрочем, — при всей их ироничности и «пасторальной» стилизованности — изначальной мудрости»[40].
— Алексей Ремезов, Сказка серебряного века