Если мы сможем научить тугоу́хого ребёнка понимать речь, думать, говорить так же, как нормально слышащего ребёнка, то он сможет общаться, учиться, а потом и работать, как обычные дети!
— И. В. Королева, Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов, 2011
Наверное, молодой человек обязан был оскорбиться и в тот же момент ретироваться, оставив старого тугоу́хого дуралея в неведении, но он сумел подавить тёмные чувства, потому что дело было и впрямь из числа чрезвычайных.
— Антон Первушин, Колыбель разума, 2016
– То есть как «что»? – недоуменно сморгнул стражник. – Она же баба… – и как для тугоу́хого повторил громче: – Баба!
— Степан Кулик, Новик, невольник, казак, 2017
Таким образом, нарушение слуха является первичным нарушением, которое приводит к развитию у тугоу́хого ребёнка различных вторичных нарушений – мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств и др.
— И. В. Королева, Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов, 2011
Легко видеть, что если у ребёнка с подлинной умственной отсталостью мы можем ожидать лишь относительно небольшого прогресса в его умственном развитии, то отставание педагогически запущенного, астенизированного или тугоу́хого ребёнка носит лишь временный характер – при рациональных методах обучения его недостатки могут быть преодолены и дальнейшее умственное развитие такого ребёнка может быть интенсивным.
— Валерий Астапов, Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия