Безсомнително еже могуще есть имя тоя яже имяше во чреве драгое тело Искупителя нашаго, Исцелителя и Пастыря, нашея владычныя матере и матере преславныя и покланяемыя, и истинно Бернардус рече яко же дано Ей omnipotentiam deiparae supplicem[1386], сиречь всемогущество предстателства понеже она есть вторая Ева[1387] яже нас вызволила яко и Августин рече а та, первая, яже нам баба есть с ней же нас связует чредою анастомосис[1388] пупови́н наших, и та нас предала целокупно, и семя наше и племя, и вся колена, за яблоко еже не стоит полушки медныя.
— Джеймс Джойс, Улисс
Ассоциация провода пупови́н с монахами-мистиками может быть двоякой: во-первых, строгие францисканцы, во Франции так и прозванные «веревочниками» (кордельеры), ходили, связавшись вместе веревкой; во-вторых, многие техники мистической медитации (в том числе православный исихазм) предписывают устремлять взгляд в область пупа.
— Джеймс Джойс, Улисс
Вот какой вывод сделал я по поводу пупови́н: хотя все они своей силой повелевают расти домам, одни срабатывают гораздо лучше, чем другие.
— Салман Рушди, Дети полуночи
Город Карачи служит тому доказательством; наверняка построенный поверх совершенно негодных пупови́н, он был полон домов-уродцев, чахлых, горбатых детей с короткой линией жизни; домов, пораженных таинственным недугом слепоты, без выходящих наружу окон; домов, похожих на радиоприемники, или коробки кондиционеров, или тюремные камеры; супертяжелых зданий сумасшедшей высоты; словно пьяные, они валились с наводящей скуку частотой; в диком изобилии водились там помешанные дома, чью неприспособленность для жизни могло превзойти только их безобразие.
— Салман Рушди, Дети полуночи
Город дал пустыне тень, но вырос бесформенным и гротескным – то ли из-за пупови́н, то ли потому, что рос на бесплодной почве.
— Салман Рушди, Дети полуночи