Мы уже привыкли к более или менее традиционной картине: молодой литератор начинает со стихотворных опытов, затем пробует себя в кратких прозаических жанрах, потом переходит к повестя́м и наконец, достигнув зрелости, берётся за создание крупных полотен.
— Герман Мелвилл, Моби Дик, или Белый Кит
Послесловие к повестя́м и рассказам Г.
— Герман Мелвилл, Моби Дик, или Белый Кит
Никогда она не уставала внимать этим морским наивным повестя́м – пусть уже не раз повторяемым – о морской и рыбачьей жизни, о маленьких скудных радостях, о простой безыскусственной любви, о дальних плаваниях, о бурях и крушениях, о покорном, суровом приятии всегда близкой смерти, о грубом веселье на суше.
— Александр Куприн, Париж интимный
От "Русских ночей" многие нити протягиваются к исканиям русских утопических социалистов, петрашевцев, к повестя́м и романам Достоевского и далее, к мыслителям и писателям XX века.
— Владимир Одоевский, Русские ночи
Как «наиболее значительное драматургическое произведение Тургенева», не только органически связанное с общественно-исторической обстановкой и всем творчеством Тургенева сороковых годов, но и «наиболее отчетливо намечавшее пути к последующим произведениям писателя», к романам и повестя́м пятидесятых и шестидесятых годов, «Месяц в деревне» характеризуется в очерке Г.
— Иван Тургенев, Сборник "Записки охотника"