Там не только бешено зажимали уши, чтобы не слушать непонятных и угрожающих звуков; там звукам отводили русла, там их тонко, с педагоги́ческими целями, перетолковывали по-своему, пускали их течение на свои колеса; там, наконец, искали в них приятных для гуманного слуха мелодий, решительно ополчаясь на них лишь тогда, когда не было никаких средств отыскать такие мелодии, когда музыкой начинали озаряться мрачные области, от которых бежала цивилизация.
— Александр Блок, Русь моя, жизнь моя…
Чтение, если уж оно допущено, конечно, есть чрезвычайно развивающая вещь, но я знаю и то, что если б и все наши просветительные силы в России, со всеми педагоги́ческими советами во главе, захотели установить или указать: что именно принять к чтению таким детям и при таких обстоятельствах, то, разумеется, разошлись бы, ничего не выдумав, ибо дело это очень трудное и решается окончательно не в заседании только.
— Федор Достоевский, Дневник писателя
Получив под какими-то педагоги́ческими влияниями, тоже нередкими в этой «ссыльной стране», с ранней юности вкусы и склонности интеллигентного человека, он дорожил ими всю жизнь, пренебрегая внешними удобствами.
— Владимир Короленко, Слепой музыкант
Тот, кто внимательно прочтет эту необычную школьную эпопею, с интересом заметит, какой сложный и причудливый сплав постепенно образуется в Шкиде, где увлекающийся педагоги́ческими исканиями Викниксор пытается привить сборищу бывших беспризорных чуть ли не лицейские традиции.
— Леонид Пантелеев, Республика Шкид Сборник
Одно несомненно, что они воспитывались в «страхе», так как строгость и розга считались первейшими педагоги́ческими средствами.
— Семеновский Иавнович, Тайная канцелярия при Петре Великом