Мастерство требует вдохновения так же, как приобщение к «родимому хаосу»; «вдохновение, – сказал Пушкин, – есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных»[40]; поэтому никаких точных границ между первым и вторым делом поэта провести нельзя; одно совершенно связано с другим: чем больше поднято покровов, чем напряженнее приобщение к хаосу, чем труднее рождение звука, – тем более ясную форму стремится он принять, тем он протяжней и гармоничней, тем неотсту́пнее преследует он человеческий слух.
— Александр Блок, Русь моя, жизнь моя…
Но чем более успокаивали меня доводы девушки, тем неотсту́пнее мне хотелось сознаться ей, что мысль убить Грациана явилась не у меня, а у кого-то другого, кто о пришествии Антихриста не помышлял вовсе.
— Валерий Брюсов, Моцарт
Целая вереница таких тяжелых мыслей отрывочно проносилась в голове подсудимой женщины, но неотсту́пнее всех остальных возвращался к ней все один и тот же вопрос: оправдают или обвинят?
— Всеволод Крестовский, Петербургские трущобы
И захотелось ему, во что бы то ни стало, видеть своего сына, прижать его к своей груди – может быть, в первый раз в своей жизни – приголубить, приласкать его, выпросить у него прощение себе, загладить все свои былые напраслины, жесткие несправедливости относительно его, и захотелось тем сильней и неотсту́пнее, чем более чувствовал он свою немощь и слабость, близкие к гробовой доске.
— Всеволод Крестовский, Петербургские трущобы
Крутые меры против нее только усиливали ее любовь, а ей казалось, что с приездом Антона очарование действует на нее сильнее, неотсту́пнее.
— Иван Лажечников, Ледяной дом. Басурман