Все немыслимые, ненасытные кровожадные чудовища, которыми человеческое воображение когда-либо населя́ло мир, соединились и воплотились в гильотине.
— Чарльз Диккенс, Повесть о двух городах
Вернее сказать, не тело девицы, распространяясь, населя́ло собою крипту, а наоборот, частицы крипты, вращаясь вихрем, складывали собою тело девицы, теперь состоявшее уже не из живого, а из минерального вещества, которое потом снова рассыпалось и разваливалось, претворялось в священный прах того, что некогда было скоплено усилиями святотатственного безрассудства.
— Умберто Эко, Имя розы
Все, что населя́ло ее ночью, разбрелось по разным концам города с тем, чтобы к вечеру опять вернуться в дом Вяземского.
— Всеволод Крестовский, Петербургские трущобы
Родные предрассудки и поверья, остатки мира младенческого, мифического; духи и гении, налетевшие толпами из Индии и глубокого Севера и сроднившиеся с нашими богатырями и дурачками, царицы, принцы, рыцари Запада, принесенные к нам в котомках итальянских художников: все это населя́ло тогда домы, леса, воды и воздух и делало из нашей Руси какой-то поэтический, волшебный мир.
— Иван Лажечников, Ледяной дом. Басурман
Других названий, известных в Великороссии, как напр, подполянник, запеченник, гуменник и т. п., в нашем материале не встречается.[265] Иногда домовому духу не дается названия, и, не упоминая о нем, крестьяне говорят: «он» или «тот-то»; это, конечно, не характерно именно для домового, так как избегать произнесения имени духа – явление весьма распространенное (и не только в России); но этот обычай в данном случае мешает выяснению вопроса о том, населя́ло ли первоначально «двор» несколько духов с различным местом жительства (изба, хлев и проч.), которые впоследствии слились в одном «домовом», или, наоборот, различные стороны деятельности одного сберегателя домашнего очага и хозяйства получили в народном представлении каждая своего представителя.
— Сборник, Скоморошины