Невидимый и вездесущий киногла́з зрелого киноискусства, обрётший абсолютную подвижность и ощущение безграничности собственных прав и возможностей, подобен прекрасному и могущественному сверхчеловеческому существу, божественному дарителю беспрецедентного опыта.
— Коллектив авторов, Кино в меняющемся мире. Часть вторая
Сверхчеловеческий киногла́з странным образом бестелесен, его тело во всяком случае никак напрямую себя не обнаруживает и не мешает ему то и дело мгновенно переноситься из одного места действия в другое, проходить сквозь замочные скважины и стены, лететь над горами и легко передвигаться под водой, под землёй, в вакууме и где угодно, в любых средах и мирах.
— Коллектив авторов, Кино в меняющемся мире. Часть вторая
Это процесс, в котором невидимый, но властный киногла́з активно формирует умозрительные переживания зрителя, определяет правила и ритмы движения по запечатлённому миру, как и практически все свойства этого нового экранного мира.
— Коллектив авторов, Кино в меняющемся мире. Часть вторая
При этом киногла́з далеко не всегда хранит эмоциональную нейтральность.
— Коллектив авторов, Кино в меняющемся мире. Часть вторая
Вспышка – и крохотный киногла́з там, внутри, высвечивает тысячу мучимых пылью улиц.
— Лоренс Даррелл, Александрийский квартет, 1957