Но и без этого мы знаем, что весь Голуэй для Джойса – под знаком Норы, он и отправился туда ради нее, увидеть ее места, представить и понять ее там… Поэтому очерк имеет личный план, и этот план говорит: стоило автору закрыть глаза – как его медноволосая голуэйская красавица превращалась в жгучую испа́нку.
— Джеймс Джойс, Улисс
Темноцветные бумажки, украшенные золотыми буквами, как бы ныряли среди нежноцветных волн: колибри, львы, тигры, олени, журавли, раки, вишни, земляника, малина, красная смородина, васильки, розы, сирень, ландыши, красноармейцы, крестьяне, рыбаки, туристы, паяцы, солнце, луна, звезды – возвышались здесь, пропадали там, радовали взор, заинтересовывали, возбуждали любопытство, вызывали сравнение; и гости, нацелившись, выуживали то рыбку, то испа́нку, то туриста в тирольской шляпе, то Версаль, то лунную ночь, то звезды.
— Константин Вагинов, Козлиная песнь
Легкие у меня всегда были превосходные, хотя в детстве я перенес испа́нку, потом тяжелый плеврит.
— Вениамин Каверин, Два капитана