Избыток или недостаток детальной проработки изображения связан с особенностями архитектони́ческого плана произведения.
— Е. А. Кондратьев, Художественная деталь и целое: структурные и исторические вариации, 2010
Это проблема не только перехода от стереометрии к планиметрии, но и архитектуры как среды, как контекста, как фона, как пространственного фактора и архитектони́ческого условия функционирования двухмерного (например, живописного) изображения.
— Степан Ванеян, Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии
Корректное же применение состоит, по мнению учёного, в следующем: «Обращение к понятию хронотопа целесообразно лишь в тех случаях, когда "имеет место слияние пространственно и временных примет в осмысленном и конкретном целом" архитектони́ческого способа присутствия человеческого "я" в мире».
— Н. Е. Мариевская, Время в кино, 2015
Структурирующую роль архитектони́ческого каркаса исполняли органы цензуры и репрессий.
— Андрей Ковалев, Книга перемен. Том 1. Материалы к истории русского искусства
Попробуем теперь различить черты такого глубинного архитектони́ческого переустройства самого разума (и подразумеваемого им мира) на одном выдающемся и хорошо изученном примере, на примере так называемой коперниканской революции.
— Анатолий Валерианович Ахутин, Поворотные времена. Часть 2, 2014