Развитие речи определяются развитием артикуляцио́нного аппарата, насыщенностью предметного пространства, качеством общения ребёнка с взрослыми.
— Коллектив авторов, Развитие личности ребенка от года до трех, 2010
На этом этапе вам и вашему малышу будет предложен определённый комплекс артикуляционных упражнений, которые будут направлены на увеличение подвижности и переключаемости с одного движения на другое органов артикуляцио́нного аппарата, то есть губ, языка, щёк.
— Ольга Богданова, Учусь говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная логопедическая программа для работы с детьми дома и в детском саду, 2009
Чёткая артикуляция формируется в случае, если, во-первых, отсутствуют дефекты развития артикуляцио́нного и слухового аппарата ребёнка, а во-вторых, если речь окружающих взрослых разборчивая и внятная.
— Коллектив авторов, Развитие личности ребенка от трех до пяти, 2010
Следующим важным условием речевого развития ребёнка в этом возрасте является формирование речевого дыхания, голосового и артикуляцио́нного аппарата, то есть физиологической базы речевой деятельности.
— Коллектив авторов, Развитие личности ребенка от трех до пяти, 2010
Работа над речевым дыханием должна быть сопряжена с укреплением мышц артикуляцио́нного аппарата, в частности щёк.
— Коллектив авторов, Развитие личности ребенка от трех до пяти, 2010