А также из древних ханты́йских сказок, эскимосских поверий, древнегреческих обрядов и ирландских песен.
— Анна Духарева, Колесо архетипов. Вслед за колесом года к внутренним ритмам, 2017
О формальности христианизации, сохранении двоеверия говорят медвежьи головы в ханты́йских чумах рядом с иконами св.
— Станислав Пахотин, Не-путеводитель по «нефтяной столице» России
В большинстве ханты́йских и мансийских мифов реализуются сюжеты, характерные для финно-угорской мифологии в целом, однако они очень красочны, густо насыщены глубоко оригинальными причудливыми фантастическими деталями.
— М. А. Ююкин, Белый лебедь на черной реке. Мифы финно-угорских народов
Характерной чертой ханты́йских и мансийских мифов являются отзвуки фетишистских воззрений, выражающиеся в том, что способностью превращения в животных в них наделён не сам герой, а шкура соответствующего животного, которую герой на себя надевает.
— М. А. Ююкин, Белый лебедь на черной реке. Мифы финно-угорских народов
Работа у ханты́йских девочек с берестой начинается с изготовления не требующих сложной обработки сосудов для воды, кормушек для собак, затем – более сложных поделок.
— Валентина Вануйто, Очерки истории и культуры Обдорского Севера Березовского края XVIII – начало XX вв. II том