Голова – оттого, что я был не в силах понять, как все это возможно, если только люди не дураки и не подлецы, а сердце – от мысли о том, что люди бывают и дураками и подлеца́ми.
— Чарльз Диккенс, Холодный дом
А что же, если проповедник поднимет всю цепь того множества косвенных преступлений, которые совершает человек своею неосмотрительностью, гордостью и самоуверенностью в себе, и покажет всю опасность нынешнего времени, среди которого всяк может погубить разом несколько душ, не только одну свою, среди которого, даже не будучи бесчестным, можно заставить других быть бесчестными и подлеца́ми одною только своей неосмотрительностью, словом – если только сколько-нибудь покажет, как все опасно ходят?
— Николай Гоголь, Ревизор
Я понимаю, что можно здоровому человеку привыкнуть жить в желтом доме с сумасшедшими, но честному с подлеца́ми в лакейской – нельзя.
— Дмитрий Мережковский, Сборник "Царство Зверя"
Сами того не знаем, забыли, а как вспомним, тут-то вот подлеца́ми и окажемся, ослабеем, перетрусим, как малые дети, нюни распустим: «Государь батюшка, красное солнышко!» – и в ножки бух.
— Дмитрий Мережковский, Сборник "Царство Зверя"
Неожиданно, услышав брань Пушкина и говор многих столпившихся вокруг гувернера Ильи Степановича, Кюхельбекер, размахивая руками, бросился в самую гущу, добираясь до гувернера, стал кричать, требовать немедленно удаления не то гувернера Ильи Степановича, не то самого инспектора Мартина Степановича криками: «Вон его!» – а потом, обернувшись к Корфу и Ломоносову, проходившим мимо, обозвал их подлеца́ми за то, что они не участвуют в общем начинании.
— Юрий Тынянов, Пушкин. Кюхля