Эта классификация приобретает функцию объясни́тельного принципа, когда в качестве предмета исследования выступает творчество.
— Коллектив авторов, Психология одаренности и творчества, 2017
Когда в середине двадцатого столетия начала бурно развиваться когнитивная психология, в её основу была положена метафора познания как функционирования технического устройства, передающего и обрабатывающего информацию, что вполне определённым образом повлияло на становление экспериментальной психологии внимания, в которой в качестве источника гипотез и основного объясни́тельного понятия стало использоваться понятие «ограниченной пропускной способности».
— Мария Фаликман, Парадоксы зрительного внимания. Эффекты перцептивных задач, 2018
Важным становится и поиск ответа на относительно простой вопрос о границах доступного индивидам объясни́тельного знания об обществе, а также о границах их собственной способности оценивать эти границы.
— Коллектив авторов, Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации, 2015
Большинство педагогов второй половины XIX – начала XX в., которые занимались методикой родного языка в начальной школе, устное народное творчество вполне устраивало, во-первых, как учебный материал для первоначального обучения чтению (особенно малые жанры, небольшие сказки), во-вторых – для реализации объясни́тельного чтения и грамматических разборов.
— А. Ю. Никитченков, Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе, 2011
Насилие выступает в этой концепции в качестве универсального объясни́тельного принципа всех общественных практик и институтов, включая литературу и искусство.
— Игорь Чубаров, Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда, 2016