У нас есть долг: трудиться над душой человеческой, защищать тайное от чудесного, чтить непостижимое и отвергать нелепое, допускать в области необъясни́мого лишь необходимое, оздоровлять верования, освобождать религию от суеверий; уничтожать все, что паразитирует во имя бога.
— Виктор Гюго, Отверженные
Близнецы всегда пленяли меня — и думаю, дело было в окружавшем их легком флере чего-то необъясни́мого, чего-то такого, что я, казалось, вот-вот должен был уловить, однако так никогда и не смог.
— Донна Тартт, Тайная история
В поведении Николаева и Сенцова было немало весьма подозрительного и для нас пока совершенно необъясни́мого, не говоря уже о целлофановых обертках для стограммовых порций сала – специальной расфасовке, предназначенной у немцев для десантников и агентов-парашютистов.
— Владимир Богомолов, Момент истины
Цвету нужно было для этого, пристально и напряженно вглядевшись в него, вообразить внутри самого себя его жесты, движения, голос, сделать втайне свое лицо как бы его лицом, и тотчас же после какого-то мгновенного, почти необъясни́мого душевного усилия, похожего на стремление перевоплотиться, – перед Цветом раскрывались все мысли другого человека, все его явные, потаенные и даже скрываемые от себя желания, все чувства и их оттенки.
— Александр Куприн, Париж интимный
Я бы хотела необъясни́мого (настоящего) чуда: француз целиком и любит (чует) Германию, как германец, германец целиком и любит (чует) Францию, как француз.
— Марина Цветаева, Проза