Эйла возненавидела высокоме́рного юнца за все непростительные выходки по отношению к ней, за оскорбления, часто незаслуженные, в ответ на малейшую ее провинность, за синяки, которые она от него получала, когда попадала под горячую руку.
— Джин Ауэл, Клан Пещерного Медведя
Воспроизводя логику деятелей полуобразования и полупросвещения, создававших из положительного знания новую разъединяющую силу и крепостную зависимость от «высокоме́рного просвещения», Достоевский писал: «Образование же его (народа. – Б.
— Федор Достоевский, Дневник писателя
Но я уже был деспот в душе; я хотел неограниченно властвовать над его душой; я хотел вселить в него презрение к окружавшей его среде; я потребовал от него высокоме́рного и окончательного разрыва с этой средой.
— Федор Достоевский, Записки из Мертвого дома. Рассказы
Что-то чрезвычайно знакомое, но такое, чего никак нельзя было ухватить, чувствовалось в этих узеньких, зорких, ярко-кофейных глазках с разрезом наискось, в тревожном изгибе черных бровей, идущих от переносья кверху, в энергичной сухости кожи, крепко обтягивающей мощные скулы, а главное, в общем выражении этого лица – злобного, насмешливого, умного, даже высокоме́рного, но не человеческого, а скорее звериного, а еще вернее – лица, принадлежащего существу с другой планеты.
— Александр Куприн, Олеся
Несколько мгновений, пока оруженосец, припадая к шпоре, старался завязать заскорузлый ремешок, не слушавшийся пальцев, король молча рассматривал высокоме́рного вассала, прикидывая мысленно, что его привело в санлисский замок и почему он явился сюда в неурочный час.
— Антонин Ладинский, Когда пал Херсонес. Анна Ярославна - королева Франции